Мария Колесникова. Фото ТАСС
Вчера в Минске пропали трое руководителей местной оппозиции — среди них Мария Колесникова, которая про факту возглавляет протесты в последнее время.
Двое из них утром нашлись на территории Украины. А Колесникова туда ехать отказалась — то есть оппозиционеров, судя по всему, пытались выдворить насильно.
Разбирались в этой истории и в том, что она означает для будущего белорусского майдана.
Как пропала Мария Колесникова
Белорусские СМИ, поддерживающие оппозицию, вчера заявили о похищении Колесниковой. Информация прошла со ссылкой на прохожих.
Девушка по имени Анастасия рассказала порталу TUT.by, что увидела Марию на проспекте Независимости в Минске.
«Я ее видела вживую до этого, поэтому узнала. Я еще хотела подойти к ней, поговорить, поблагодарить, а потом передумала, решила, что человек и так устает. Я прошла вперед и в какой-то момент еще подумала, что обернусь и покажу Маше сердечко. Недалеко от музея я видела припаркованный темный микроавтобус с надписью «Связь» на борту, и сзади была марка «Соболь». Я прошла вперед и услышала звук падающего на асфальт телефона, какой-то топот, обернулась и увидела, что люди в гражданской одежде и в масках заталкивают Марию в этот микроавтобус, у нее отлетает телефон, один из этих людей телефон поднимает, прыгает в микроавтобус и они уезжают», — цитирует портал Анастасию.
В оппозиции заявили, что не знают, где Колесникова. В МВД Беларуси факта задержания не подтверждали.
Позже Координационный совет Беломайдана опубликовал видео, на котором, как утверждают, есть момент похищения Марии. Впрочем, определенно этого сказать нельзя — на ролике Колесниковой не видно. Заметно лишь, что кто-то садится в микроавтобус, от которого отходит человек в спецодежде коммунальщика или технического работника. Сам бус уезжает.
Одновременно перестали выходить за связь еще два члена Координационного совета — Антон Родненков и Иван Кравцов. Оппозиция обвинила власти в похищении.
«Режим занимается террором, по-другому это не назовешь. Похищение Марии Колесниковой, Антона Родненкова и Ивана Кравцова — это попытка сорвать работу координационного совета», — заявила находящаяся в Литве экс-кандидат в президенты Светлана Тихановская.
Но дальше история приняла неожиданный оборот.
Прорыв через границу
Сегодня утром белорусская погранслужба и государственные СМИ сообщили, что все три оппозиционера пытались выехать в Украину. И двоим это удалось.
Телеграм-канал «Агентства телевизионных новостей», входящего в государственную Белтелерадиокомпанию, опубликовал видео с пропавшим Иваном Кравцовым. На нем он говорит, что втроем с Родненковым и Колесниковой и Родненковым решили выехать на территорию Украины.
«Я принял решение покинуть территорию страны, и сейчас мы, в том числе Мария Колесникова, будем пересекать границу Республики Беларусь и покинем ее на некоторое время», — сообщает Кравцов.
Одновременно Госпогранкомитет Беларуси сообщил, что уехали только двое, а Колесникова задержана. История, изложенная чиновниками, весьма неоднозначная.
«Все три человека — Колесникова, Родненков и Кравцов в установленном порядке проходили пограничный контроль сегодня в начале пятого утра. У нас там особенности прохождения госграницы: между пунктами пропуска, нашим и сопредельным, вообще 13 километров, а от нашего пункта пропуска до государственной границы Украины целых 6 километров, в том числе там еще есть населенный пункт Александровка. В связи с этим у нас на этой территории между самим пунктом пропуска, где происходит оформление, и линией госграницы, выставлены дополнительные пограничные наряды.
После оформления транспортное средство — BMW — Родненкова, Колесниковой и Кравцова двигалось в направлении госграницы от пункта пропуска. Завидев военнослужащего органов пограничной службы, авто резко ускорилось, создало угрозу жизни военнослужащего. И транспортное средство покинуло территорию Беларуси. При этом Колесникова оказалась вне транспортного средства, по-видимому, ее из транспортного средства выпихнули, по крайней мере, так это сейчас представляется», — заявили в Госпогранкомитете.
Он также заявил, что Колесникову задержали пограничники.
Также близкие к белорусским властям телеграм-каналы публикуют видео, как BMW оппозиционеров проходит через границу. Правда, едет ли в нем Колесникова — не видно.
В Украине подтвердили приезд Кравцова и Родненкова. И сказали, что Мария Колесникова в страну не въезжала.
По следам сообщения ГПСУ, замглавы украинского МВД Антон Геращенко заявил, что оппозиционеров насильно выдворили из страны. Вслед за ним агентстство «Интерфакс-Украина» со ссылкой на свои источники заявило, что Мария еще на белорусской границе порвала паспорт, поэтому выдворить ее не удалось.
Правда, белорусские пограничники последний факт опровергают.
Параллельно белорусская погранслужба заявила о том, что Кравцова и Родненкова задержали на украинской границе. И что оба имеют вид на жительство в Украине.
Позже президент Александр Лукашенко в интервью российским СМИ заявил, что Мария пыталась уехать в Украину, где у нее живет сестра.
Что произошло с Колесниковой и другими?
В последнее время члены координационного совета оппозиции часто покидают Беларусь.
2 сентября стало известно о выезде в Польшу экс-министра культуры страны Павла Латушко. Его вывез на своем авто польский посол Артур Михальский, сообщили пограничники.
5 сентября стало известно, что в том же направлении пересекла кордон Ольга Ковалькова — доверенное лицо Тихановской и тоже член совета оппозиции.
Если Латушко выехал добровольно, то с Ковальковой история сложнее. Ее задержали еще в конце августа за организацию несанкционированного митинга и дали десять суток. После того, как они истекли, Ковальковой дали еще один арест — за другой митинг.
То есть она покинула территорию страны, будучи на административном аресте.
И вот, сегодня стало известно, что еще трое двое лидеров протеста выехали из Беларуси — уже в направлении Украины. И с ними была Мария Колесникова.
Судя по имеющимся сейчас данным — всех троих действительно пытались выдворить из страны.
Видео, на котором Илья Кравцов говорит, что едет в Украину, оказалось почему-то эксклюзивно в распоряжении у государственного СМИ, а не, скажем, в соцсетях у самого оппозиционера. Причем ролик записан перед прохождением пограничного контроля. Как там оказались журналисты — непонятно. Похоже на то, что записать это видео попросили те, кто сопровождал оппозиционеров до кордона и обеспечивал их выезд.
Но не до конца понятно почему не покинула страну Колесникова. В оппозиции распространяют версию о том, что она демонстративно порвала паспорт и потому у пограничников не было оснований ее выпускать. В погранслужбе эту версию опровергают, но другой, правдоподобной, не предлагают.
Что все это означает?
У Лукашенко явно ведут линию на «добровольно-принудительный» выезд лидеров Беломайдана из страны — как это уже произошло со Светланой Тихановской, которая сейчас в Литве. Видимо, белорусские власти считают, что руководить протестами из эмиграции будет сложнее. И отчасти это верно.
Другое дело, что столь явное изгнание может иметь обратный эффект — мобилизации рядовых активистов Беломайдана, который такой подход лишь разозлит.
Точно так же могут повлиять на умонастроения противников Лукашенко и люди в балаклавах, которые били протестующих дубинками после воскресного митинга.
МВД страны не заявляло, что это провокаторы и не рапортовало об их задержании. Что в общем-то равносильно поощрению таких действий.
Мы помним, чем такой подход закончился в Украине — Майдан использовал агрессию «титушек» против власти, обвинив ее в похищениях и пытках активистов. И даже в тех случаях, которые были явно инсценированы (вроде похищения Булатова), вина автоматически ложилась на власть. В итоге это мобилизовало еще больше людей против Януковича.
Однако в случае с Марией Колесниковой есть и другой важный подтекст.
Дело в том, что еще до президентских выборов она была главой штаба у кандидата Виктора Бабарико (сейчас он в тюрьме), которого власти Беларуси называли «проектом Кремля», поскольку он возглавлял банк, принадлежащий «Газпрому».
А недавно Колесникова и Бабарико создали партию «Вместе», что вызвало раскол внутри руководства Беломайдана: особенно возмутилась националистическая часть оппозиции. Марию и Виктора заподозрили в желании узурпировать руководство протестами. При том, что взгляды Колесниковой на геополитические вопросы во многом отличаются от остальных руководителей оппозиции.
Так, 3 сентября Мария ответила на вопрос украинских журналистов о Крыме практически словами официального Минска: «Де-факто Крым — это территория России, де-юре — это территория Украины».
Напомним, что та же Тихановская куда более жестко высказывалась о Крыме и заявляла, что Россия его незаконно аннексировала.
Колесникова же в последнее время набирает вес и неизменно выходит на все акции протеста как единственный из лидеров оппозиции, которая осталась внутри страны.
В интервью российским СМИ она заявляла, что готова возглавить протест.
«Месяц назад я бы вам сказала, что нет. А сейчас, конечно, со мной происходят трансформации очень большие. Я чувствую ответственность. И я понимаю, что сейчас я сама принимаю много решений, которые могут повлиять на ту ситуацию, которая происходит», — сказала она «Коммерсанту» в ответ на вопрос, видит ли она себя в качестве первого лица Беломайдана.
Итого — белорусские власти попытались выслать Марию после того, как она сделала заявку на собственный политический проект и лидерство на протестах. А главное — ее нельзя назвать антироссийским субъектом. Хотя скорее уместно говорить, что Колесникова просто не столь явно ориентирована на Польшу и Запад, как другие члены Координационного совета.
Но в любом случае — именно через Колесникову и ее с Бабарико партию Россия могла бы теоретически стать посредником между властью и оппозицией. И, напомним, что такой роли Кремль для себя не исключал, о чем еще в августе заявлял представитель Путина Дмитрий Песков.
После этих соображений попытка «депортировать» Марию выглядит в ином свете. Лукашенко по сути мешает Беломайдану выдвинуть даже умеренных лидеров, которые могли бы в теории выйти на переговоры и с властью, и с ее главным международным партнером — Россией. Поскольку с остальными оппозиционерами Москва явно говорить откажется.
В этом смысле Бацька на самом деле только усугубляет ситуацию в Беларуси. Поскольку протестующих в стране по-прежнему очень много. И отмахнуться от них никак нельзя. При этом никаких вариантов урегулирования белорусская власть им не предлагает. А значит массовые протесты, скорее всего, будут продолжаться. И истории с задержаниями и выдворениями лидеров Майдана могут их только активизировать и радикализировать.
Джерело: strana.ua